Авторизация на сайте

Энциклопедия

Игры для развития мелких движений пальчиков и тактильной чувствительности: 0-3 месяцев

В возрасте до одного года тактильная чувствительность и собственные движения ребенка играют важную роль в его психическом развитии. Активность кожи рук, движения пальчиков не только способствуют развитию познавательных функций, но и оказывают мощное стимулирующее воздействие на мозг ребенка.
Игра на лужайке
Возраст: 1-3 месяца
Цель игры: развитие тактильной чувствительности: ребенок получает представление о текстуре предметов, учится воспринимать ладошки, познает свое тело.
Ход игры:
Взрослый выходит из дома вместе с ребенком в тихую, мягкую погоду, расстилает на земле одеяло и садится на него с малышом. Срывает травинку и нежно гладит ею его ручки, приговаривая: «Вот травинка, посмотри, какая нежная травинка, потрогай ее». Затем переворачивает малыша на животик, кладет его ладошки на траву и проводит ими по ней несколько раз. Обычно дети стараются схватить травинки.
Шершавая — пушистая перчатка
Возраст: 2 недели — 3 месяца
Цель игры: развитие тактильного восприятия, формирование представлений о различной текстуре ткани.
Необходимый материал: перчатка с нашитыми кусочками материи различной текстуры (шелк, шерсть, вельвет, мех, крупные пуговицы) на каждом пальчике. Кусочки материи должны быть очень крепко пришиты, чтобы их нельзя было оторвать. Кончики пальчиков перчатки надо обрезать, чтобы ребенок мог сравнить текстуру ткани и кожи взрослого.
Ход игры:
Взрослый пододвигает к малышу руку в перчатке так близко, чтобы ребенок мог ее потрогать. Каждое прикосновение нужно комментировать, рассказывая ребенку, к чему он прикасается, и описывая ощущения (шелк прохладный, вельвет ребристый, мех мягкий, теплый и т. д.)
Алины (имя ребенка) ручки
Возраст: 1-3 месяца
Цель игры: формирование у ребенка представлений о различной текстуре предметов, развитие мелких движений пальчиков.
Необходимый материал: «неваляшка» из пластмассы, деревянная матрешка, металлическая ложка, мягкая игрушка и т.д.
Ход игры:
Взрослый легонько поглаживает своей рукой ручку ребенка и приговаривает:
Ручки-ручки,
Алины (имя ребенка) ручки.
Затем берет обе ручки ребенка и, поглаживая ладошки друг о друга, повторяет:
Ручки-ручки,
Алины (имя ребенка) ручки.
Затем гладит ручку малыша мягкой игрушкой, приговаривая:
Алиной (имя ребенка) ручкой погладим Мишку — 
Мягкий Мишка, теплый Мишка.
После этого снова гладит рукой ручку малыша со словами: 
Ручки-ручки,
Алины (имя ребенка) ручки.
Затем гладит ручку малыша железной ложкой, приговаривая:
Алиной ручкой погладим ложку — 
Железная ложка, холодная ложка.
Ручкой ребенка с ложкой стучит по кроватке: «Звенит!» (в зависимости от звука: «Стучит!»).
За время игры ребенку дают потрогать 2-3 предмета, чередуя их с поглаживанием рукой. Обычно проводят 3-4 игры с одинаковыми предметами, затем меняют один из предметов. Это необходимо для того, чтобы ребенок со временем запоминал ощущения от предмета и радовался, если узнавал его.
Игры для развития зрительного аппарата
Зрительные возможности ребенка формируются постепенно, и как каждый момент его жизни играет в этом определенную роль.
От рождения до 2 месяцев ребенок не различает предметы вдали и мало что видит, если только не взять его на руки и не показать ему что-либо специально, поднося предметы к его лицу на расстояние в 20 см. Ребенок способен сфокусировать взгляд на предмете, выразить движением свой интерес. В этом возрасте при внимательном отношении к малышу он может следить за игрушкой, если она находится в поле его зрения.
Главными в этот период являются игры, способствующие фокусированию зрения на разных предметах. Оптимальное расстояние — 20-25 см. Самой интересной «игрушкой» становится лицо взрослого, общающегося с ребенком.
В 2-2,5 месяца ребенок начинает разглядывать руки, когда они попадают в поле его зрения. Малыш близорук, но чаще фокусирует глаза на тех предметах, которые ему показывают. Он даже способен повернуть голову за интересным ему предметом, чтобы не потерять его из поля зрения. В этом возрасте погремушка в руках ребенка позволит ему связать то, что видят глаза, с тем, что делают руки.
От 2,5 до 3 месяцев ребенок не только смотрит на предмет, но и пытается с ним что-то сделать, достать его. В этом возрасте ребенок нуждается в тренировке, чтобы уверенно управлять движениями рук и уметь на глаз определять расстояние. Мир приобретает в представлениях ребенка объем.
Цветная кроватка
Цель игры: обучение восприятию различных цветов, развитие познавательной активности, обогащение визуального ряда.
Необходимый материал: различные цветные шарфики, платки, галстуки ярких цветов.
Ход игры:
Свяжите галстуки, шарфики, платки в одну связку и оберните ими стенки кроватки. Приговаривайте при этом, например: «Посмотри, какие цвета, какие красивые!». Если ребенок повернулся и разглядывает их, похвалите его за активность, погладьте, поцелуйте малыша. В ходе игры меняйте положение малыша, чтобы он мог видеть новые цветовые сочетания, кроватку с разных сторон.
Новый, красивый, красный носочек
Цель игры: научить ребенка различать цвета, развитие двигательной активности, обогащение зрительных и тактильных впечатлений, развитие способности сосредоточиваться.
Необходимый инвентарь: 5-6 пар детских носочков разных ярких цветов.
Ход игры:
Покажите ребенку его ножку. Дождитесь, чтобы малыш обратил на нее внимание. Затем наденьте, слегка нажимая на ступню ножки, красный носок со словами: «Вот у ... (имя ребенка) новый, красивый, красный носочек». Увидев яркий носок, ребенок обрадуется. Затем возьмите, вторую ножку и с этими же словами натяните на нее второй носок. Затем попытайтесь надеть носок на ручку ребенку. Следите, чтобы ребенок фиксировал взгляд на носке.
Первые буквы
Возраст: со 2-й недели
Цель игры: развитие способности различения цвета и формы, обогащение визуального опыта ребенка, ознакомление с буквами, развитие интереса к текстам.
Необходимый материал: буквы (О, П, Ш, А и другие) на листах картона форматом А5, черные на белом фоне.
Ход игры:
Развесьте 1-2 картинки с буквами на 2-3 дня. Каждый раз, когда мама подходит к малышу, она обращается к нему и, показывая карточку (ждет, когда малыш зафиксирует взгляд), называет букву и гладит малыша.
Игру следует воспринимать как гимнастику для зрения.
Волшебный зонтик Олле Лукойе
Возраст: с 1,5 месяцев
Цель игры: развитие восприятия цвета, формы, обогащение сенсорного опыта малыша
Необходимый материал: зонтик, яркие шарики, большие значки, маленькие игрушки, колокольчики и т.д.
Ход игры:
Подвесьте над ребенком перевернутый зонтик так, чтобы малыш не мог до него дотянуться. К спицам зонтика прикрепите яркие шарики, маленькие игрушки, колокольчики и т.д. Прикреплять следует прочно, чтобы предметы были недоступными ребенку.
Встаньте у края кровати и начните разговаривать с малышом. Он повернет головку на ваш голос. Как только малыш обратит на вас внимание, начинайте покачивать зонтик, привлекая взгляд младенца к этим разноцветным и разнообразным предметам.
Повторите игру несколько дней подряд, и вскоре малыш начнет рассматривать зонтик самостоятельно.
Прятки
Возраст: с 1 месяца
Цель игры: развитие согласованного слухового и зрительного восприятия. Ребенок должен еще раз почувствовать, какое замечательное у него имя, научиться реагировать на него и устанавливать контакт со взрослыми.
Ход игры:
Когда ребенок лежит в кроватке, отойдите в другую часть комнаты и назовите малыша по имени. Теперь подойдите к кроватке и повторите его имя, одновременно поглаживая ребенка по головке. Снова отойдите в другую часть комнаты и назовите малыша по имени. Возвратитесь к кроватке и, поглаживая малыша по головке, повторите его имя.
Если вы будете произносить имя ребенка в разных частях комнаты, он начнет искать глазами источник звука. А поскольку вы каждый раз возвращаетесь к кроватке, произнося то же самое, в сознании ребенка запечатлевается, что как вдали, так и вблизи он слышит один и тот же звук.
Игра с зеркалом
Цель игры: помочь ребенку фокусировать взгляд, научить его созерцать — это развлечет ребенка, когда он останется в кроватке один.
Необходимый материал: небьющееся зеркальце. 
Ход игры:
Закрепите зеркальце с одной стороны кроватки. Поговорите с малышом и, когда убедитесь, что он слышит вас, легонько стукните пальцем по зеркальцу.
Курочка — ко-ко-ко
Цель игры: научить малыша следить за предметом, фокусировать на нем взгляд; установление эмоционального контакта.
Необходимый материал: игрушка-курочка.
Ход игры:
Возьмите малыша на руки, посмотрите ему в глаза. Медленно поводите пальцем перед глазами ребенка, привлеките его внимание. Когда ребенок сфокусирует взгляд на пальце, отклоните палец вправо и проследите, чтобы взгляд малыша последовал за движением пальца. Затем возьмите игрушку «курочка» и дайте возможность ребенку сфокусировать взгляд на ней. После того, как ребенок заинтересовался курочкой, скажите: «Это курочка, она говорит: ко-ко-ко!» (одновременно водите курочкой перед глазами ребенка).

В возрасте до одного года тактильная чувствительность и собственные движения ребенка играют важную роль в его психическом развитии. Активность кожи рук, движения пальчиков не только способствуют развитию познавательных функций, но и оказывают мощное стимулирующее воздействие на мозг ребенка.

 

Игра на лужайке

Возраст: 1-3 месяца

Цель игры: развитие тактильной чувствительности: ребенок получает представление о текстуре предметов, учится воспринимать ладошки, познает свое тело.

Ход игры: Взрослый выходит из дома вместе с ребенком в тихую, мягкую погоду, расстилает на земле одеяло и садится на него с малышом. Срывает травинку и нежно гладит ею его ручки, приговаривая: «Вот травинка, посмотри, какая нежная травинка, потрогай ее».

Затем переворачивает малыша на животик, кладет его ладошки на траву и проводит ими по ней несколько раз. Обычно дети стараются схватить травинки.

 

Шершавая — пушистая перчатка

Возраст: 2 недели — 3 месяца

Цель игры: развитие тактильного восприятия, формирование представлений о различной текстуре ткани.

Необходимый материал: перчатка с нашитыми кусочками материи различной текстуры (шелк, шерсть, вельвет, мех, крупные пуговицы) на каждом пальчике. Кусочки материи должны быть очень крепко пришиты, чтобы их нельзя было оторвать. Кончики пальчиков перчатки надо обрезать, чтобы ребенок мог сравнить текстуру ткани и кожи взрослого.

Ход игры: Взрослый пододвигает к малышу руку в перчатке так близко, чтобы ребенок мог ее потрогать. Каждое прикосновение нужно комментировать, рассказывая ребенку, к чему он прикасается, и описывая ощущения (шелк прохладный, вельвет ребристый, мех мягкий, теплый и т. д.)

 

Алины (имя ребенка) ручки

Возраст: 1-3 месяца

Цель игры: формирование у ребенка представлений о различной текстуре предметов, развитие мелких движений пальчиков.

Необходимый материал: «неваляшка» из пластмассы, деревянная матрешка, металлическая ложка, мягкая игрушка и т.д.

Ход игры: Взрослый легонько поглаживает своей рукой ручку ребенка и приговаривает:

Ручки-ручки,

Алины (имя ребенка) ручки.

Затем берет обе ручки ребенка и, поглаживая ладошки друг о друга, повторяет:

Ручки-ручки,

Алины (имя ребенка) ручки.

Затем гладит ручку малыша мягкой игрушкой, приговаривая:

Алиной (имя ребенка) ручкой погладим Мишку — 

Мягкий Мишка, теплый Мишка.

После этого снова гладит рукой ручку малыша со словами: 

Ручки-ручки,

Алины (имя ребенка) ручки.

Затем гладит ручку малыша железной ложкой, приговаривая:

Алиной ручкой погладим ложку —

Железная ложка, холодная ложка.

Ручкой ребенка с ложкой стучит по кроватке: «Звенит!» (в зависимости от звука: «Стучит!»).

За время игры ребенку дают потрогать 2-3 предмета, чередуя их с поглаживанием рукой. Обычно проводят 3-4 игры с одинаковыми предметами, затем меняют один из предметов. Это необходимо для того, чтобы ребенок со временем запоминал ощущения от предмета и радовался, если узнавал его.


Источник: А.С. Галанов: "Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года"
 

Комментарии (1)

Наталья Скороходова 10 Сентября 2010 в 16:56

Здорово!Большое спасибо за игры!

Новости

Кукла – это важный спутник девочки на протяжении многих лет. Важно правильно подобрать игрушку, чтобы она помогла воспитать в ребенке необходимые качества, подготовить к будущей роли материнства.

Прочитать материал можно в нашей Энциклопедии

Женские новости

«Космополитичность» ребёнка Дмитрия Пескова

Елизавета Пескова поделилась своими взглядами «космополита» с интернет-сообществом. Девушка уже давно не живет в России, в настоящий момент времени обучаясь в одной из престижных бизнес-школ Парижа.

Все новости

Как создать неповторимую Линеечку за 3 минуты

Сделать домашней страницей

Случайное видео

Вязание на спицах Урок №7
Тамара Сухарева, Бердск
Всё видео