Авторизация на сайте

Энциклопедия

Игры для развития двигательных навыков: 3-6 месяцев

 

Игры для развития двигательных навыков
В период с трех до шести месяцев родители должны помочь ребенку в развитии зрительно-двигательной координации. Главными задачами при этом являются:
научить ребенка согласовывать движения глаз и рук;
обучить умению схватывать предметы разной величины.
При успешном овладении ребенком этими навыками малыш будет легко осваивать любые практические действия. Именно в первые 6 месяцев жизни в ребенке закладывается «умелость рук».
Игрушки должны быть удобными для захватывания. Лучше использовать кольца, погремушки с ручкой. Ребенок сам должен протягивать ручки и брать игрушку.
Не спешите давать ее — важна активность самого малыша.
Очень важно, чтобы в первые месяцы папа принимал самое активное участие в общении с малышом. Активные двигательные игры помогут отцу и ребенку в установлении эмоционального контакта. Это важно не только для ребенка, но и для отца, т.к. у него формируется чувство ответственности за воспитание малыша, осознание своего значения в его развитии.
Часто папы не знают, что делать и во что играть с малышами. Ниже приводятся игры с ребенком для пап, а мамы в это время могут отдохнуть и набраться сил.
Веселый зонтик
Цель игры: развитие двигательных навыков, координации движений, согласованности движений глаз и рук; освоение глубины пространства.
Необходимый материал: зонтик, резиновые тесемочки, мягкие игрушки, колокольчики.
Ход игры:
Над кроваткой ребенка прикрепите перевернутый зонтик так, чтобы малыш мог до него дотянуться. К спицам зонтика прикрепите яркие шарики, маленькие игрушки, колокольчики на резиновых тесемочках. На зонтик можно нашить веселые мордашки из ткани, прицепить к нему яркие значки. Предметы на тесемочках должны быть игрушечными, легкими и мягкими, чтобы они не поранили малыша, если он их оторвет.
Положите ребенка так, чтобы зонтик находился над ним, и «заставьте» игрушки прыгать вверх-вниз. По мере взросления малыш сможет дотянуться до них руками и схватить игрушку. Можно взять малыша на руки и его ручкой задеть игрушки, чтобы они закачались, а колокольчики зазвенели. Важно, чтобы зонтик легко снимался, чтобы перед сном ни звон колокольчиков, ни прыгающие игрушки не отвлекали и не возбуждали малыша.
Папины качели
Цель игры: развитие вестибулярного аппарата, тактильной чувствительности; установление эмоционального контакта.
Ход игры:
Пусть папа положит малыша на колени, поддерживая его спинку и головку, медленно покачает малыша назад-вперед, напевая:
Ой, качи, качи, качи, 
Прилетали грачи, 
Продавали калачи. 
Прибежал малышка, 
Схватил калачишко: 
Я не тятькин сын,
Я не мамкин сын. 
Я на елке рос, 
Меня ветер снес. 
Я упал на пенек, 
Стал кудрявый паренек.
Ножками топ-топ...
Цель игры: укрепление мышц ног и рук; установление эмоционального контакта.
Ход игры:
Положите малыша на ровную мягкую поверхность, поднимите его ножки вверх, а затем опускайте ножки по очереди, приговаривая:
Шел ... (имя малыша) великан, 
Ножками топ-топ, 
Ладошками хлоп-хлоп. 
Берете ручки малыша и хлопаете его ладошкой об ладошку. 
Для девочек:
Шла ... (имя девочки) — красавица. 
Ножками топ-топ, 
Ладошками хлоп-хлоп.
Лебедь плывет
Цель игры: развить мышцы верхних конечностей и плечевого пояса, обучить ребенка определенным движением рук.
Ход игры:
Папа плавно разводит ручки малыша в стороны и медленно, певуче приговаривает:
Лебедь плывет, 
Лебедь плывет...
После этого берет ребенка за запястья покачивает кистями рук, подражая движению крыльев птиц, сопровождая эти движения скороговоркой: 
Воробьи летят, 
Воробьи летят! 
Чик-чирик — летят, 
Чик-чирик — летят!
Затем игра повторяется.
Ладушки-оладушки
Цель игры: массаж ладошек, развитие мышц рук и плечевого пояса, координации движений под определенный ритм.
Ход игры:
Берете ручки малыша и двигаете их к себе и от себя, приговаривая: 
Ай, тата-тата-тата, 
Пожалуйте, решета — 
Мучки посеять, 
Пирожки затеять. 
А для нашей лапушки...
(Одновременно берете ладошки ребенка в свои руки и большими пальцами рук поглаживаете ладошки круговыми движениями.) 
Затеем оладушки. 
Испечем блинка — 
Покормить сынка.
Для девочек:
Испечем блиночка — 
Попотчевать дочку. 
Хлоп-хлоп — 
Хлопаете ладошкой об ладошку: 
Съем блинок! 
Хлопаете ладошками малыша по животику.
Ой, качи-качи-качи...
Цель игры: осваивание навыка перекатывания (переворота) своего тела. 
Ход игры:
Положите малыша на спину, подложите свою руку под его плечи и в ритм песенки покачивайте его из стороны в сторону:
Ой, качи-качи-качи, 
Приезжали торгачи, 
Продавали калачи. 
Прибежал малышка, 
Схватил калачишко: 
Я не тятькин сын,
Я не мамкин сын. 
Я на елке рос, 
Меня ветер снес. 
Я упал на пенек, 
Стал кудрявый паренек! —
с этими словами легонько переверните малыша.
Если со временем игра малышу понравится, он сам будет переворачиваться в ритме ваших движений.
Возьми погремушку
Цель игры: развитие навыка ползания; освоение глубины пространства, координации рук и глаз.
Материал: яркая погремушка.
Ход игры:
Положите малыша на животик на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь от ваших рук.
Затем возьмите погремушку и привлеките к ней внимание ребенка. После того, как ребенок увидит игрушку, положите ее на расстоянии 50-70 см от малыша и подставьте ладони к его ступням, чтобы ребенок мог поползти в сторону погремушки и взять ее.
Гуси-лебеди летели...
Цель игры: развитие координации движений, укрепление мышц ног, установление эмоционального контакта с ребенком.
Ход игры:
Возьмите ребенка за талию и со словами «Гуси-лебеди летели» поднимите его вверх. Затем со словами «На землю сели» опустите вниз и подержите в стоячем положении.
Достань игрушку
Цель игры: освоение навыков ползания, согласования движений глаз и рук.
Материал: игрушка-пищалка. 
Ход игры:
Положите игрушку-пищалку на таком расстоянии от малыша, чтобы он ее видел, но не мог достать рукой. «Попищите» игрушкой. Если в течение минуты малыш не сможет дотянуться до нее, положите игрушку рядом с ним.
Лягушка
Цель игры: развитие мышц живота, ног, тактильной чувствительности. 
Ход игры:
Положите ребенка на животик и со словами «Вот плывет лягушка-зеленое брюшко» согните его колени, выпрямите колени и разверните его ножки в стороны, а затем соедините их вместе. Повторите упражнение несколько раз.
Лечу, лечу — поймать хочу
Цель игры: развитие двигательных навыков, укрепление мышц плечевого пояса.
Ход игры:
Поднимите ручки малыша вверх:
Лечу, лечу — (Опустите руки вниз.)
Поймать хочу. (Скрестите руки на уровне плеч.)
Не поймал! (Разведите руки в стороны.)
Маленькие ножки бежали по дорожке...
Цель игры: овладение согласованностью движений ног; развитие восприятия ритма; освоение разнообразных тактильных ощущений.
Ход игры:
Положите ребенка на спину, возьмите его ножки:
Маленькие ножки...
(Поочередно несколько раз вытягивайте ножки малыша.)
Бежали по дорожке.
(Захватите обе ножки, сделайте ими одновременный толчок.)
Прыг-скок — встали! 
Уф, устали!
Выпрямите ножки и проведите руками по всему телу ребенка сверху вниз, поцелуйте его.
Домашний батут
Цель игры: развитие равновесия, укрепление вестибулярного аппарата. 
Ход игры:
Положите ребенка на постель рядом с собой. Мягко вдавите матрас, чтобы он спружинил. Крепко обхватите тельце младенца и покачивайте его на пружинящем матрасе вверх-вниз.
Лягте рядом с малышом и, продолжая качаться на матрасе, обнимите его и поговорите с ним.
Ехали с орехами — в ямку бух!
Цель игры: развитие равновесия, укрепление вестибулярного аппарата; формирование чувства доверия к взрослым.
Ход игры:
Сядьте на удобный стул и скрестите ноги. Посадите ребенка к себе на колени и обхватите его руками. Теперь поднимайте и опускайте ноги, ускоряя ритм, увеличивая амплитуду подъема ноги и приговаривая:
Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами! 
Вприпрыжку, вприскочку 
По кочкам, по кочкам — 
В ямку бух!
Опускаете малыша вниз, обнимаете и целуете его.
Затем в быстром ритме, замедляя его к концу стихотворения и увеличивая амплитуду подъема ноги, приговариваете:
Хороша дорога,
Хороша дорога!
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже.
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет.
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком — 
В ямку бух!
Опускаете малыша вниз, затем прижимаете его к груди и целуете.
Встали-повстали
Цель игры: научить ребенка вставать, приучить его на счет «три» ждать чего-то весьма радостного.
Материал: постель с подушкой.
Ход игры:
Положите ребенка боком на подушку, лицом к себе. Дайте ему схватить большие пальцы ваших рук и обхватите его плечики:
Встали-повстали,
На ножки встали. 
Раз, два, три!
На счет «три» постепенно поднимайте малыша, чтобы он принял вертикальное положение; не отпускайте при этом рук. Малыши любят эту игру, осваивают элементы счета, узнают слово «три».

 

В период с трех до шести месяцев родители должны помочь ребенку в развитии зрительно-двигательной координации.

Главными задачами при этом являются:

а) научить ребенка согласовывать движения глаз и рук;

б) обучить умению схватывать предметы разной величины.

 

При успешном овладении ребенком этими навыками малыш будет легко осваивать любые практические действия. Именно в первые 6 месяцев жизни в ребенке закладывается «умелость рук».

Игрушки должны быть удобными для захватывания. Лучше использовать кольца, погремушки с ручкой. Ребенок сам должен протягивать ручки и брать игрушку. Не спешите давать ее — важна активность самого малыша.

Очень важно, чтобы в первые месяцы папа принимал самое активное участие в общении с малышом. Активные двигательные игры помогут отцу и ребенку в установлении эмоционального контакта. Это важно не только для ребенка, но и для отца, т.к. у него формируется чувство ответственности за воспитание малыша, осознание своего значения в его развитии.

Часто папы не знают, что делать и во что играть с малышами. Ниже приводятся игры с ребенком для пап, а мамы в это время могут отдохнуть и набраться сил.

 

Веселый зонтик

Цель игры: развитие двигательных навыков, координации движений, согласованности движений глаз и рук; освоение глубины пространства.

Необходимый материал: зонтик, резиновые тесемочки, мягкие игрушки, колокольчики.

Ход игры: Над кроваткой ребенка прикрепите перевернутый зонтик так, чтобы малыш мог до него дотянуться. К спицам зонтика прикрепите яркие шарики, маленькие игрушки, колокольчики на резиновых тесемочках. На зонтик можно нашить веселые мордашки из ткани, прицепить к нему яркие значки. Предметы на тесемочках должны быть игрушечными, легкими и мягкими, чтобы они не поранили малыша, если он их оторвет.

Положите ребенка так, чтобы зонтик находился над ним, и «заставьте» игрушки прыгать вверх-вниз. По мере взросления малыш сможет дотянуться до них руками и схватить игрушку. Можно взять малыша на руки и его ручкой задеть игрушки, чтобы они закачались, а колокольчики зазвенели.

Важно, чтобы зонтик легко снимался, чтобы перед сном ни звон колокольчиков, ни прыгающие игрушки не отвлекали и не возбуждали малыша.

 

Папины качели

Цель игры: развитие вестибулярного аппарата, тактильной чувствительности; установление эмоционального контакта.

Ход игры: Пусть папа положит малыша на колени, поддерживая его спинку и головку, медленно покачает малыша назад-вперед, напевая:

Ой, качи, качи, качи, 

Прилетали грачи, 

Продавали калачи. 

Прибежал малышка, 

Схватил калачишко: 

Я не тятькин сын,

Я не мамкин сын. 

Я на елке рос, 

Меня ветер снес.

 Я упал на пенек, 

Стал кудрявый паренек.

 

Ножками топ-топ...

Цель игры: укрепление мышц ног и рук; установление эмоционального контакта.

Ход игры: Положите малыша на ровную мягкую поверхность, поднимите его ножки вверх, а затем опускайте ножки по очереди, приговаривая:

Шел ... (имя малыша) великан, 

Ножками топ-топ, 

Ладошками хлоп-хлоп. 

Берете ручки малыша и хлопаете его ладошкой об ладошку. 

 

Для девочек:

Шла ... (имя девочки) — красавица. 

Ножками топ-топ, 

Ладошками хлоп-хлоп.

 

Лебедь плывет

Цель игры: развить мышцы верхних конечностей и плечевого пояса, обучить ребенка определенным движением рук.

Ход игры: Папа плавно разводит ручки малыша в стороны и медленно, певуче приговаривает:

Лебедь плывет, 

Лебедь плывет...

После этого берет ребенка за запястья покачивает кистями рук, подражая движению крыльев птиц, сопровождая эти движения скороговоркой: 

Воробьи летят, 

Воробьи летят! 

Чик-чирик — летят, 

Чик-чирик — летят!

Затем игра повторяется.

 

Ладушки-оладушки

Цель игры: массаж ладошек, развитие мышц рук и плечевого пояса, координации движений под определенный ритм.

Ход игры: Берете ручки малыша и двигаете их к себе и от себя, приговаривая: 

Ай, тата-тата-тата, 

Пожалуйте, решета — 

Мучки посеять, 

Пирожки затеять. 

А для нашей лапушки...

(Одновременно берете ладошки ребенка в свои руки и большими пальцами рук поглаживаете ладошки круговыми движениями.) 

Затеем оладушки. 

Испечем блинка — 

Покормить сынка.

Для девочек:

Испечем блиночка — 

Попотчевать дочку. 

Хлоп-хлоп — 

Хлопаете ладошкой об ладошку: 

Съем блинок! 

Хлопаете ладошками малыша по животику.

 

Ой, качи-качи-качи...

Цель игры: осваивание навыка перекатывания (переворота) своего тела. 

Ход игры: Положите малыша на спину, подложите свою руку под его плечи и в ритм песенки покачивайте его из стороны в сторону:

Ой, качи-качи-качи, 

Приезжали торгачи, 

Продавали калачи. 

Прибежал малышка, 

Схватил калачишко: 

Я не тятькин сын,

Я не мамкин сын. 

Я на елке рос, 

Меня ветер снес. 

Я упал на пенек, 

Стал кудрявый паренек! —

с этими словами легонько переверните малыша.

Если со временем игра малышу понравится, он сам будет переворачиваться в ритме ваших движений.

 

Возьми погремушку

Цель игры: развитие навыка ползания; освоение глубины пространства, координации рук и глаз.

Материал: яркая погремушка.

Ход игры: Положите малыша на животик на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь от ваших рук.

Затем возьмите погремушку и привлеките к ней внимание ребенка. После того, как ребенок увидит игрушку, положите ее на расстоянии 50-70 см от малыша и подставьте ладони к его ступням, чтобы ребенок мог поползти в сторону погремушки и взять ее.

 

Гуси-лебеди летели...

Цель игры: развитие координации движений, укрепление мышц ног, установление эмоционального контакта с ребенком.

Ход игры: Возьмите ребенка за талию и со словами «Гуси-лебеди летели» поднимите его вверх. Затем со словами «На землю сели» опустите вниз и подержите в стоячем положении.

 

Достань игрушку

Цель игры: освоение навыков ползания, согласования движений глаз и рук.

Материал: игрушка-пищалка. 

Ход игры: Положите игрушку-пищалку на таком расстоянии от малыша, чтобы он ее видел, но не мог достать рукой. «Попищите» игрушкой. Если в течение минуты малыш не сможет дотянуться до нее, положите игрушку рядом с ним.

 

Лягушка

Цель игры: развитие мышц живота, ног, тактильной чувствительности. 

Ход игры: Положите ребенка на животик и со словами «Вот плывет лягушка-зеленое брюшко» согните его колени, выпрямите колени и разверните его ножки в стороны, а затем соедините их вместе. Повторите упражнение несколько раз.

 

Лечу, лечу — поймать хочу

Цель игры: развитие двигательных навыков, укрепление мышц плечевого пояса.

Ход игры: Поднимите ручки малыша вверх:

Лечу, лечу —

(Опустите руки вниз.)

Поймать хочу.

(Скрестите руки на уровне плеч.)

Не поймал!

(Разведите руки в стороны.)

 

Маленькие ножки бежали по дорожке...

Цель игры: овладение согласованностью движений ног; развитие восприятия ритма; освоение разнообразных тактильных ощущений.

Ход игры: Положите ребенка на спину, возьмите его ножки:

Маленькие ножки...

(Поочередно несколько раз вытягивайте ножки малыша.)

Бежали по дорожке.

(Захватите обе ножки, сделайте ими одновременный толчок.)

Прыг-скок — встали! 

Уф, устали!

Выпрямите ножки и проведите руками по всему телу ребенка сверху вниз, поцелуйте его.

 

Домашний батут

Цель игры: развитие равновесия, укрепление вестибулярного аппарата. 

Ход игры: Положите ребенка на постель рядом с собой. Мягко вдавите матрас, чтобы он спружинил. Крепко обхватите тельце младенца и покачивайте его на пружинящем матрасе вверх-вниз.

Лягте рядом с малышом и, продолжая качаться на матрасе, обнимите его и поговорите с ним.

 

Ехали с орехами — в ямку бух!

Цель игры: развитие равновесия, укрепление вестибулярного аппарата; формирование чувства доверия к взрослым.

Ход игры: Сядьте на удобный стул и скрестите ноги. Посадите ребенка к себе на колени и обхватите его руками. Теперь поднимайте и опускайте ноги, ускоряя ритм, увеличивая амплитуду подъема ноги и приговаривая:

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами! 

Вприпрыжку, вприскочку 

По кочкам, по кочкам — 

В ямку бух!

Опускаете малыша вниз, обнимаете и целуете его.

Затем в быстром ритме, замедляя его к концу стихотворения и увеличивая амплитуду подъема ноги, приговариваете:

Хороша дорога,

Хороша дорога!

Вот стала что-то хуже,

Вот стала что-то хуже.

Шаляет, валяет,

Шаляет, валяет.

На мостике, под мостиком,

На мостике, под мостиком — 

В ямку бух!

Опускаете малыша вниз, затем прижимаете его к груди и целуете.

 

Встали-повстали

Цель игры: научить ребенка вставать, приучить его на счет «три» ждать чего-то весьма радостного.

Материал: постель с подушкой

Ход игры: Положите ребенка боком на подушку, лицом к себе. Дайте ему схватить большие пальцы ваших рук и обхватите его плечики:

Встали-повстали,

На ножки встали. 

Раз, два, три!

На счет «три» постепенно поднимайте малыша, чтобы он принял вертикальное положение; не отпускайте при этом рук. Малыши любят эту игру, осваивают элементы счета, узнают слово «три».


Источник: А.С. Галанов: "Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года"
 

Новости

Кукла – это важный спутник девочки на протяжении многих лет. Важно правильно подобрать игрушку, чтобы она помогла воспитать в ребенке необходимые качества, подготовить к будущей роли материнства.

Прочитать материал можно в нашей Энциклопедии

Женские новости

«Космополитичность» ребёнка Дмитрия Пескова

Елизавета Пескова поделилась своими взглядами «космополита» с интернет-сообществом. Девушка уже давно не живет в России, в настоящий момент времени обучаясь в одной из престижных бизнес-школ Парижа.

Все новости

Как создать неповторимую Линеечку за 3 минуты

Сделать домашней страницей

Случайное видео

Вязание на спицах Урок №5
Тамара Сухарева, Бердск
Всё видео