Авторизация на сайте

Энциклопедия

Идем в музей вместе с ребенком

 

Идем в музей
Если вы собрались в музей:
По возможности подготовьте ребенка к тому, что его ожидает.
Заранее выберите залы, которые будете смотреть. Пусть хотя бы какие-то экспонаты будут ему знакомы. Радость узнавания украсит вашу экскурсию.
Начните с малого. Посетите сначала небольшую выставку, где экспонатов немного и они легки для детского восприятия (народная игрушка, детский рисунок, живопись или графика на сказочные темы, скульптура).
Не планируйте долгое пребывание в музее. Годовалому ребенку хватит и 15-20 минут. Хорошо подготовленный 2-3-летний малыш может ходить и смотреть гораздо дольше, а если папа посадит на шею — сколько угодно!
Не забудьте перед входом в зал напоить (а возможно, и слегка подкормить) малыша и сводить его в туалет.
Не стоит брать маленького ребенка на «взрослую» экскурсию — для него это будет скучно и долго. Лучшим экскурсоводом для ребенка являетесь вы.
Не навязывайте ребенку свой маршрут. Пусть смотрит то, что ему нравится. Можно незаметно направить его к полюбившейся вам картине, но не настаивайте, если он не хочет.
При первых признаках усталости (нытье, беготня, попытки присесть на все скамейки) — уводите малыша из музея немедленно, иначе впечатление от посещения выставки будет испорчено.
Если есть возможность, купите вместе с ребенком открытку, репродукцию, книжку с изображением увиденных в музее произведений. Хорошо, если малыш выберет открытки сам. Дома он может самостоятельно вставить в альбом-«музей» новые открытки. Память о поездке останется надолго.
Побуждайте (но не заставляйте) малыша рассказывать об увиденном родственникам, друзьям. При этом рассказ вы можете начать сами, обращаясь к ребенку за подтверждением или уточнением.
Из опыта:
Вика С.: «Еще до беременности я услышала замечательную по невежеству фразу: «С ребенком до года можно играть только в смену подгузников! Какое там развитие! Все равно ничего не понимает!» Спорить было бессмысленно, но для себя я четко решила: мое отношение к своему ребенку будет иным.
Когда дочка родилась, дни и недели побежали очень быстро. Девочка росла, мы играли, читали, рассматривали в книжках картинки, крупно напечатанные буквы и знакомые слова, смотрели презентации на компьютере. Одним словом, развлекались, как могли.
В один прекрасный день, когда дочке исполнилось 10 месяцев, у меня появилась идея: почему бы не пойти в музей. Я глубоко убеждена в том, что ребенок с самого начала должен видеть красивое, гармоничное, слышать талантливую музыку. И, что самое удивительное, чем младше ребенок, тем естественнее он воспринимает то, что ему предлагают. Гуляя с дочкой по нашим зеленым дворам, мы много смотрели на красивые цветы, деревья; иногда, выезжая за город, разглядывали живописные картины природы. Однако архитектура советского периода и разные ларечки, рядом с которыми мы вынуждены гулять большую часть времени, далеки от красивого и тем более талантливого.
В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки. По-моему, этот метод обучения хорошо применим и для развития ребенка. Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» писал: „Когда в мозгу образуется стереотип истинного искусства, он будет основанием для оценки произведений искусства в последующей жизни".
Примерно за две недели до предполагаемого похода в музей я стала показывать дочке презентации с картинами. В основном это были портреты детей, картины Шишкина, Васнецова и Кустодиева. Я старалась выбирать яркие картины, которые, по моему мнению, были бы понятны малышке — люди, животные, сказочные персонажи. Презентации прошли „на ура", интерес был явным.
Договорились со знакомыми, у которых тоже были дети в возрасте около года, посадили своих чад в „кенгурушки" и отправились в маленькое путешествие. Планировали пройти 2-3 зала — для первого раза достаточно. В итоге обошли полмузея.
Реакция всех трех малышей была удивительной. Не поверите, но никто не издал ни звука на протяжении всей экскурсии (при этом возраст детей был такой: 10 месяцев, 11 месяцев и год и месяц, и все трое — дети с разными типами нервной системы).
Как только мы, сопровождаемые удивленными взглядами смотрительниц, вошли в первый зал с иконописью, все малыши как по команде широко раскрыли рты от изумления. Кто-то стал разглядывать великолепный потолок с лепкой и росписью, кто-то картины. Мы не останавливались надолго у каждого произведения. Внимание у малышей еще слишком коротко. Некоторые картины оставляли без внимания вообще: либо было неудачное освещение, и картина „терялась", либо преобладали слишком мрачные краски.
Освоившись минут через десять, дочка сама стала указывать на то, что ее заинтересовало. При этом от меня требовались комментарии. Конечно же, с точки зрения искусствоведа, комментарии были более чем примитивны: „Это тетя, это дядя. Какие красивые у тети глаза! А у этой тети какой красивый платок (кокошник, прическа, заколка и т. д.). А это собачки. Собачки прыгают вокруг лошади. Это девочка. Она сидит на лошади. А посмотри, сколько здесь фруктов нарисовано! Какие красивые яблоки! Помнишь, мы с тобой ели пюре из яблок. А здесь много-много цветов!"».
Тем, кто впервые решил заняться музейной педагогикой, можно посоветовать следующее.
Не бойтесь показаться смешными: даже бдительные смотрительницы залов успокаиваются, видя, что ваш малыш не собирается ничего крушить, а мирно сидит на руках.
Выбирая день поездки, продумайте режим ребенка, чтобы он не устал.
Если есть возможность, найдите компанию из 2-3 единомышленников.
Возьмите с собой питье для малыша, т.к. в музеях обычно жарко.
Если ребенок сидит в «кенгурушке» — вам очень повезло. Если нет — придется носить его на руках. Утешайте себя тем, что своя ноша, как известно, не тянет или почти не тянет.
Пусть малыш сначала немного освоится. Если он умеет узнавать, к примеру, собачек — показывайте ему на картинах этих самых собачек (лошадок, кошек, яблочки, цветы, деревья и т. д.) Привлекают внимания портреты — покажите портреты. 
Все картины обязательно должны вызывать только положительные эмоции! Никаких сердитых или печальных лиц!
Не стойте на месте больше полминуты, а иногда хватает и 15 секунд, разве что малыша что-то очень заинтересовало.
Постарайтесь, чтобы ваша речь была эмоциональной. Не бойтесь переиграть.
Не пытайтесь объять необъятное. Возможно, вашему малышу для первого впечатления будет достаточно посетить всего два зала. Пусть ваши совместные экскурсии будут радостными и долгожданными!

 

Если вы собрались в музей:

 

  • По возможности подготовьте ребенка к тому, что его ожидает.
  • Заранее выберите залы, которые будете смотреть. Пусть хотя бы какие-то экспонаты будут ему знакомы. Радость узнавания украсит вашу экскурсию.
  • Начните с малого. Посетите сначала небольшую выставку, где экспонатов немного и они легки для детского восприятия (народная игрушка, детский рисунок, живопись или графика на сказочные темы, скульптура).
  • Не планируйте долгое пребывание в музее. Годовалому ребенку хватит и 15-20 минут. Хорошо подготовленный 2-3-летний малыш может ходить и смотреть гораздо дольше, а если папа посадит на шею — сколько угодно!
  • Не забудьте перед входом в зал напоить (а возможно, и слегка подкормить) малыша и сводить его в туалет.
  • Не стоит брать маленького ребенка на «взрослую» экскурсию — для него это будет скучно и долго. Лучшим экскурсоводом для ребенка являетесь вы.
  • Не навязывайте ребенку свой маршрут. Пусть смотрит то, что ему нравится. Можно незаметно направить его к полюбившейся вам картине, но не настаивайте, если он не хочет.
  • При первых признаках усталости (нытье, беготня, попытки присесть на все скамейки) — уводите малыша из музея немедленно, иначе впечатление от посещения выставки будет испорчено.
  • Если есть возможность, купите вместе с ребенком открытку, репродукцию, книжку с изображением увиденных в музее произведений. Хорошо, если малыш выберет открытки сам. Память о поездке останется надолго.
  • Побуждайте (но не заставляйте) малыша рассказывать об увиденном родственникам, друзьям. При этом рассказ вы можете начать сами, обращаясь к ребенку за подтверждением или уточнением.

 

 

Из опыта:

Вика С.: «Еще до беременности я услышала замечательную по невежеству фразу: «С ребенком до года можно играть только в смену подгузников! Какое там развитие! Все равно ничего не понимает!» Спорить было бессмысленно, но для себя я четко решила: мое отношение к своему ребенку будет иным.

Когда дочка родилась, дни и недели побежали очень быстро. Девочка росла, мы играли, читали, рассматривали в книжках картинки, крупно напечатанные буквы и знакомые слова, смотрели презентации на компьютере. Одним словом, развлекались, как могли.

В один прекрасный день, когда дочке исполнилось 10 месяцев, у меня появилась идея: почему бы не пойти в музей. Я глубоко убеждена в том, что ребенок с самого начала должен видеть красивое, гармоничное, слышать талантливую музыку. И, что самое удивительное, чем младше ребенок, тем естественнее он воспринимает то, что ему предлагают. Гуляя с дочкой по нашим зеленым дворам, мы много смотрели на красивые цветы, деревья; иногда, выезжая за город, разглядывали живописные картины природы. Однако архитектура советского периода и разные ларечки, рядом с которыми мы вынуждены гулять большую часть времени, далеки от красивого и тем более талантливого.

В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки. По-моему, этот метод обучения хорошо применим и для развития ребенка. Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» писал: „Когда в мозгу образуется стереотип истинного искусства, он будет основанием для оценки произведений искусства в последующей жизни".

Примерно за две недели до предполагаемого похода в музей я стала показывать дочке презентации с картинами. В основном это были портреты детей, картины Шишкина, Васнецова и Кустодиева. Я старалась выбирать яркие картины, которые, по моему мнению, были бы понятны малышке — люди, животные, сказочные персонажи. Презентации прошли „на ура", интерес был явным.

Договорились со знакомыми, у которых тоже были дети в возрасте около года, посадили своих чад в „кенгурушки" и отправились в маленькое путешествие. Планировали пройти 2-3 зала — для первого раза достаточно. В итоге обошли полмузея.

Реакция всех трех малышей была удивительной. Не поверите, но никто не издал ни звука на протяжении всей экскурсии (при этом возраст детей был такой: 10 месяцев, 11 месяцев и год и месяц, и все трое — дети с разными типами нервной системы).

Как только мы, сопровождаемые удивленными взглядами смотрительниц, вошли в первый зал с иконописью, все малыши как по команде широко раскрыли рты от изумления. Кто-то стал разглядывать великолепный потолок с лепкой и росписью, кто-то картины. Мы не останавливались надолго у каждого произведения. Внимание у малышей еще слишком коротко. Некоторые картины оставляли без внимания вообще: либо было неудачное освещение, и картина „терялась", либо преобладали слишком мрачные краски.

Освоившись минут через десять, дочка сама стала указывать на то, что ее заинтересовало. При этом от меня требовались комментарии. Конечно же, с точки зрения искусствоведа, комментарии были более чем примитивны: "Это тетя, это дядя. Какие красивые у тети глаза! А у этой тети какой красивый платок (кокошник, прическа, заколка и т. д.). А это собачки. Собачки прыгают вокруг лошади. Это девочка. Она сидит на лошади. А посмотри, сколько здесь фруктов нарисовано! Какие красивые яблоки! Помнишь, мы с тобой ели пюре из яблок. А здесь много-много цветов!"».

 

Тем, кто впервые решил заняться музейной педагогикой, можно посоветовать следующее:

 

  • Не бойтесь показаться смешными: даже бдительные смотрительницы залов успокаиваются, видя, что ваш малыш не собирается ничего крушить, а мирно сидит на руках.
  • Выбирая день поездки, продумайте режим ребенка, чтобы он не устал.
  • Если есть возможность, найдите компанию из 2-3 единомышленников.
  • Возьмите с собой питье для малыша, т.к. в музеях обычно жарко.
  • Если ребенок сидит в «кенгурушке» — вам очень повезло. Если нет — придется носить его на руках. Утешайте себя тем, что своя ноша, как известно, не тянет или почти не тянет.
  • Пусть малыш сначала немного освоится. Если он умеет узнавать, к примеру, собачек — показывайте ему на картинах этих самых собачек (лошадок, кошек, яблочки, цветы, деревья и т. д.) Привлекают внимания портреты — покажите портреты. Все картины обязательно должны вызывать только положительные эмоции! Никаких сердитых или печальных лиц!
  • Не стойте на месте больше полминуты, а иногда хватает и 15 секунд, разве что малыша что-то очень заинтересовало.
  • Постарайтесь, чтобы ваша речь была эмоциональной. Не бойтесь переиграть.
  • Не пытайтесь объять необъятное. Возможно, вашему малышу для первого впечатления будет достаточно посетить всего два зала. Пусть ваши совместные экскурсии будут радостными и долгожданными!

 


Источник: В.Г. Дмитриева: "Академия раннего развития: Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному"
 

Новости

Кукла – это важный спутник девочки на протяжении многих лет. Важно правильно подобрать игрушку, чтобы она помогла воспитать в ребенке необходимые качества, подготовить к будущей роли материнства.

Прочитать материал можно в нашей Энциклопедии

Женские новости

«Космополитичность» ребёнка Дмитрия Пескова

Елизавета Пескова поделилась своими взглядами «космополита» с интернет-сообществом. Девушка уже давно не живет в России, в настоящий момент времени обучаясь в одной из престижных бизнес-школ Парижа.

Все новости

Как создать неповторимую Линеечку за 3 минуты

Сделать домашней страницей

Случайное видео

Всё видео