Энциклопедия
Идем в музей вместе с ребенком
Если вы собрались в музей:
- По возможности подготовьте ребенка к тому, что его ожидает.
- Заранее выберите залы, которые будете смотреть. Пусть хотя бы какие-то экспонаты будут ему знакомы. Радость узнавания украсит вашу экскурсию.
- Начните с малого. Посетите сначала небольшую выставку, где экспонатов немного и они легки для детского восприятия (народная игрушка, детский рисунок, живопись или графика на сказочные темы, скульптура).
- Не планируйте долгое пребывание в музее. Годовалому ребенку хватит и 15-20 минут. Хорошо подготовленный 2-3-летний малыш может ходить и смотреть гораздо дольше, а если папа посадит на шею — сколько угодно!
- Не забудьте перед входом в зал напоить (а возможно, и слегка подкормить) малыша и сводить его в туалет.
- Не стоит брать маленького ребенка на «взрослую» экскурсию — для него это будет скучно и долго. Лучшим экскурсоводом для ребенка являетесь вы.
- Не навязывайте ребенку свой маршрут. Пусть смотрит то, что ему нравится. Можно незаметно направить его к полюбившейся вам картине, но не настаивайте, если он не хочет.
- При первых признаках усталости (нытье, беготня, попытки присесть на все скамейки) — уводите малыша из музея немедленно, иначе впечатление от посещения выставки будет испорчено.
- Если есть возможность, купите вместе с ребенком открытку, репродукцию, книжку с изображением увиденных в музее произведений. Хорошо, если малыш выберет открытки сам. Память о поездке останется надолго.
- Побуждайте (но не заставляйте) малыша рассказывать об увиденном родственникам, друзьям. При этом рассказ вы можете начать сами, обращаясь к ребенку за подтверждением или уточнением.
Из опыта:
Вика С.: «Еще до беременности я услышала замечательную по невежеству фразу: «С ребенком до года можно играть только в смену подгузников! Какое там развитие! Все равно ничего не понимает!» Спорить было бессмысленно, но для себя я четко решила: мое отношение к своему ребенку будет иным.
Когда дочка родилась, дни и недели побежали очень быстро. Девочка росла, мы играли, читали, рассматривали в книжках картинки, крупно напечатанные буквы и знакомые слова, смотрели презентации на компьютере. Одним словом, развлекались, как могли.
В один прекрасный день, когда дочке исполнилось 10 месяцев, у меня появилась идея: почему бы не пойти в музей. Я глубоко убеждена в том, что ребенок с самого начала должен видеть красивое, гармоничное, слышать талантливую музыку. И, что самое удивительное, чем младше ребенок, тем естественнее он воспринимает то, что ему предлагают. Гуляя с дочкой по нашим зеленым дворам, мы много смотрели на красивые цветы, деревья; иногда, выезжая за город, разглядывали живописные картины природы. Однако архитектура советского периода и разные ларечки, рядом с которыми мы вынуждены гулять большую часть времени, далеки от красивого и тем более талантливого.
В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки. По-моему, этот метод обучения хорошо применим и для развития ребенка. Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» писал: „Когда в мозгу образуется стереотип истинного искусства, он будет основанием для оценки произведений искусства в последующей жизни".
Примерно за две недели до предполагаемого похода в музей я стала показывать дочке презентации с картинами. В основном это были портреты детей, картины Шишкина, Васнецова и Кустодиева. Я старалась выбирать яркие картины, которые, по моему мнению, были бы понятны малышке — люди, животные, сказочные персонажи. Презентации прошли „на ура", интерес был явным.
Договорились со знакомыми, у которых тоже были дети в возрасте около года, посадили своих чад в „кенгурушки" и отправились в маленькое путешествие. Планировали пройти 2-3 зала — для первого раза достаточно. В итоге обошли полмузея.
Реакция всех трех малышей была удивительной. Не поверите, но никто не издал ни звука на протяжении всей экскурсии (при этом возраст детей был такой: 10 месяцев, 11 месяцев и год и месяц, и все трое — дети с разными типами нервной системы).
Как только мы, сопровождаемые удивленными взглядами смотрительниц, вошли в первый зал с иконописью, все малыши как по команде широко раскрыли рты от изумления. Кто-то стал разглядывать великолепный потолок с лепкой и росписью, кто-то картины. Мы не останавливались надолго у каждого произведения. Внимание у малышей еще слишком коротко. Некоторые картины оставляли без внимания вообще: либо было неудачное освещение, и картина „терялась", либо преобладали слишком мрачные краски.
Освоившись минут через десять, дочка сама стала указывать на то, что ее заинтересовало. При этом от меня требовались комментарии. Конечно же, с точки зрения искусствоведа, комментарии были более чем примитивны: "Это тетя, это дядя. Какие красивые у тети глаза! А у этой тети какой красивый платок (кокошник, прическа, заколка и т. д.). А это собачки. Собачки прыгают вокруг лошади. Это девочка. Она сидит на лошади. А посмотри, сколько здесь фруктов нарисовано! Какие красивые яблоки! Помнишь, мы с тобой ели пюре из яблок. А здесь много-много цветов!"».
Тем, кто впервые решил заняться музейной педагогикой, можно посоветовать следующее:
- Не бойтесь показаться смешными: даже бдительные смотрительницы залов успокаиваются, видя, что ваш малыш не собирается ничего крушить, а мирно сидит на руках.
- Выбирая день поездки, продумайте режим ребенка, чтобы он не устал.
- Если есть возможность, найдите компанию из 2-3 единомышленников.
- Возьмите с собой питье для малыша, т.к. в музеях обычно жарко.
- Если ребенок сидит в «кенгурушке» — вам очень повезло. Если нет — придется носить его на руках. Утешайте себя тем, что своя ноша, как известно, не тянет или почти не тянет.
- Пусть малыш сначала немного освоится. Если он умеет узнавать, к примеру, собачек — показывайте ему на картинах этих самых собачек (лошадок, кошек, яблочки, цветы, деревья и т. д.) Привлекают внимания портреты — покажите портреты. Все картины обязательно должны вызывать только положительные эмоции! Никаких сердитых или печальных лиц!
- Не стойте на месте больше полминуты, а иногда хватает и 15 секунд, разве что малыша что-то очень заинтересовало.
- Постарайтесь, чтобы ваша речь была эмоциональной. Не бойтесь переиграть.
- Не пытайтесь объять необъятное. Возможно, вашему малышу для первого впечатления будет достаточно посетить всего два зала. Пусть ваши совместные экскурсии будут радостными и долгожданными!
Твитнуть |