Энциклопедия
Характер малыша
В возрасте 11 месяцев начинают более конкретно проявляться черты характера ребенка, который все больше превращается в определенную личность. Некоторые особенности поведения ребенка могут не нравиться родителям. Активный ребенок вызывает много хлопот, требует повышенного внимания.
Развитие ребенка совершенствуется: у него развивается память, он различает окружающих, начинает искать свои потерянные игрушки, выполняет простые распоряжения, отвечает на вопросы и просьбы «где?», «дай», знает запреты, при слове «нельзя» прекращает действия. Но нужно сказать, что это одно из самых нелюбимых слов.
Маму часто волнует вопрос: что делать? Малыш не умеет играть один, постоянно просится на руки. Что ж, побыть на руках у мамы, папы, бабушки - его право, это не только момент эмоционального общения, не только ласка, но и расширение познавательных возможностей ребенка. Сколько нового может он увидеть, если с ним походят по комнате, подойдут к окну!
Брать ребенка из кроватки надо, но не тогда, когда он уже заплачет (в этом случае образуется привычка добиваться своего плачем), а тогда, когда мама заметит, что он уже перестает играть сам, у него появились признаки усталости и нетерпения. Конечно, уловить этот момент нелегко. Да и вообще первый год воспитания ребенка самый трудный и самый ответственный: именно на первом году закладывается фундамент здоровья и психического развития.
Дети не терпят, когда им говорят «нельзя». Они сердятся, кричат, протестуют и, к сожалению, становятся еще более упрямыми. Конечно, недопустимо, чтобы дети пренебрегали нашими представлениями о том, что плохо и что хорошо, что опасно, что вредно.
Дети неопытны, неразумны, многого не знают и наши обязанность учить их. Вредно употреблять слово «нельзя» для выражения своего нетерпения, а не из желания поправить ошибку малыша или предостеречь его, тем более вредно произносить это слово гневно, раздраженно, тоном приказа. Нужно помнить, что малыш находится в плену своих желаний, над которыми у него нет власти. Пройдут многие годы, прежде чем он научится управлять своими желаниями. Поэтому не будем надеяться научить детей добровольно отказываться от своих желаний до определенного возраста. Они не поймут наши уроки ни с первого разъяснения, ни после гневного «нельзя», ни после взбучки.
Если надо ребенку что-то запретить, сделайте это по-дружески. Поправляя ошибку малыша, надо сохранить с ним добрые отношения и в любом случае не унизить его человеческое достоинство. Неправильно произнесенное «нельзя!» угнетает ребенка и нисколько не уменьшает его желание. Резкие и настойчивые окрики «нельзя!», «нет!» вызывают у малыша чувство ущемленности, неуверенности и огорчения.
Запаситесь терпением и спокойно, доброжелательно объясните ребенку, почему нельзя делать то, что вы запрещаете. Не все родители способны на это, но если они постараются так себя вести с детьми, то со временем будут непременно вознаграждены.
Если все же вы не можете перестроиться, и ваша нервозная манера все запрещать сердит ребенка и настраивает его против вас, вознаграждайте его особенно нежной лаской в минуты, когда проявляете свою любовь.
Проявляя нетерпение и раздражительность при воспитании ребенка, мы никогда не добьемся послушания. Если малыш чувствует наше нерасположение к нему, то каждое наше замечание, каждый наш упрек становится для него все мучительнее.
Если же ребенок чувствует поддержку родителей и отношения у него с ними доверительные и откровенные, то упреки и замечания взрослых не выведут его из равновесия - он по-прежнему будет чувствовать себя уверенно.
Помните, что ребенок тогда становится послушным и уверенным в себе, когда родителям удается уравновесить свое недовольство ребенком со своим одобрением. Если у ребенка хорошие отношения с родителями, он спокойно отнесется к отдельным вспышкам гнева и не будет переживать из-за них, потому что он поймет правоту старших.
Если ребенок постоянно не повинуется, нужно предпринять все меры, чтобы успокоить ребенка, улучшить ваши взаимоотношения. Не следует без всякой причины хвалить его, но нужно постараться, набравшись терпения, не ругать его всякий раз, когда он этого заслуживает. Мы должны выражать свое недовольство, но делать это нужно мягко, между прочим, и перестать считать непослушание ребенка столь важным. Это поможет ему обрести уверенность в себе. Ребенок почувствует наше доброе расположение к себе и меньше будет нам противоречить.
Это чувство можно сравнить с ощущением страха. Страх, неуверенность в себе проявляются по-разному: ребенок может чувствовать себя несчастным, может стать робким, озлобленным, плаксивым, беспокойным, раздражительным, неконтактным. Неуверенность в себе может проявиться либо в крайней решительности его действий для достижения цели, либо в полном безволии.
Специалисты рекомендуют не огорчать своих детей, признать за ними большую свободу действий, чтобы у них не появилось чувство неуверенности в себе. Ребенок может страдать от страха, что его не любят, накажут, прогонят, не будут разговаривать и др. Он ссорится с товарищами, не может жить в мире с родителями, не уверен в их добром расположении.
Дети видят, что родители иногда их любят, а чаще бывают грозными, нетерпеливыми. Лучший способ дать детям почувствовать, что мы их любим, что мы всегда рядом и готовы прийти на помощь - это проявить безграничное терпение. Родительская любовь ничем так не подтверждается, как терпением. Желание понять ребенка и предоставить ему столько свободы, сколько необходимо для нормального развития, проявляется в каждодневном терпении. Мы сами должны избавляться от напряженности, тревоги и неуверенности в себе и тогда скорее от этих неприятных чувств освободятся и наши дети.
Твитнуть |