Энциклопедия
Формирование грамматического строя речи
К двум годам ребенок не только подражает речи взрослого, используя готовые образцы, но и активно осваивает правильные грамматические формы. Впрочем, в речи малыша часто появляются аграмматизмы, что говорит о его самостоятельности в построении высказываний.
«Гости»
Приготовьте куклу, посуду, грибки, яблочки, зайку, мишку. Объясните ребенку, что к кукле придут в гости зайка и мишка, надо их принять.
Накройте вместе с малышом на стол. Спрашивайте, что нужно положить на стол: вилки, ложки и т. д., добиваясь от ребенка употребления множественного числа существительных. Затем спросите, что принесли гости: «Зайка - грибы, мишка - яблоки» (прилагаются). Предметы могут быть заменены на другие.
«Дайте мне»
Приготовьте несколько наборов мелких предметов или игрушек. Попросите ребенка дать вам кубик (кубики), шарик (шарики). Если малыш дифференцирует предметы и не ошибается, сопровождайте его действия словами, выделяя окончания: кубик[и].
«Где?»
Покажите малышу шарик. Спросите, что он видит. (Шарик.) Покажите ему еще один шарик и опять спросите, что он видит. Скажите: «Правильно, шарики. А теперь покажи, где один шарик, а где шарики».
Вариант игры: предложите ребенку картинки с изображением предметов сложной формы множественного числа: дети, листья, рога. Покажите малышу один предмет на картинке, затем несколько и назовите их во множественном числе. Постепенно малыш освоит это.
«Магазин»
Приготовьте много игрушек и расположите их, имитируя магазинные полки. Предоставьте ребенку роль покупателя и попросите его сделать заказ на покупку. Когда ребенок просит «продать» ему мяч, спросите: «Какой?» - «Синий» и т. д. Упражнение помогает ребенку научиться согласованию существительного с прилагательным.
«Теремок»
Приготовьте картинки с изображением героев известной сказки или игрушки-персонажей. Звери по очереди «приходят» к теремку, но дверь «открывается», только если ребенок правильно согласует существительное и глагол в прошедшем времени в ответе на ваш вопрос: «Кто пришел в теремок?» - «Кошка пришл[а], еж пришел».
«Кто сделал?»
Задавайте малышу вопросы о действиях, произведенных членами семьи: «Бабушка ушла в магазин». - «Куда ушла бабушка?» «Папа взял газету». - «Что взял папа?» В ответе малыша должен быть глагол.
«Кто где?»
Расположите несколько игрушек (предметов) в разных местах (на столе, в ящике стола, на полке), потом начните задавать ребенку вопросы о том, где кто (что) лежит: «Где стакан?» - «На столе». - «Где ложка?» - «В столе», добиваясь, чтобы малыш употреблял в своих ответах предлоги.
«Заяц и зайчонок»
Приготовьте игрушки или картинки с изображениями животных и их детенышей. Перемешайте их и предложите малышу разобрать по парам: «Где заяц, а где зайчонок, где лиса, а где лисенок?» Важно научить малыша употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных.
«Покажи и расскажи»
- Приготовьте картинки с изображением предметов, описание которых требует использование предлогов. Хвалите ребенка в случае удачного ответа.
- Общаясь с ребенком, создавайте ситуации, в которых необходимо использование вопросительных предложений: «Я буду есть торт?» и т. д. Иначе малышу будет сложно усвоить вопросительную интонацию.
- Если вы предлагаете ребенку последовательно выполнить три каких-либо задания, попросите его сопровождать свои действия высказываниями, соответствующими последовательности выполнения.
- Учите ребенка пользоваться сложноподчиненными предложениями. Например, попросите малыша рассказать о двух событиях, которые произошли совсем недавно: «Мы пошли гулять, и я нашел шарик». Объясняйте ребенку последовательность событий. Можно попросить его ответить на вопрос: «Что случится, если... (ты вступишь в лужу)?»
Твитнуть |