Энциклопедия
Эстетическое развитие дошкольника
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и в какой-то мере создавать ее.
Ребенок может сконструировать из лоскутков интересный по цветовым сочетаниям наряд для куклы, ухаживает за красивым цветком, чтобы он не завял, вносит свою лепту в интерьер комнаты, вешая на стенку свой лучший рисунок.
Все более осознанно старший дошкольник строит свои отношения со сверстниками и взрослыми, стремится сделать их, как можно более красивыми, соответствующими воспринятым этическим нормам.
Художественное развитие в этом возрасте характеризуется более высокой степенью овладения различными видами деятельности и появлением более сложных компонентов в системе художественных способностей. Так, формируется способность к восприятию и воспроизведению ритмического рисунка музыки; возникает интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия; в музыкальных импровизациях детей появляются законченная мелодия и форма.
В дизайн-деятельности у ребенка развиваются чувство материалов и декоративности, пространственное воображение, закладываются предпосылки проектно-художественного мышления.
Старшие дошкольники посещают музеи изобразительного искусства, знакомятся с их экспозициями и отражают в своем творчестве полученные там яркие впечатления.
У ребенка развивается воображение, и к 4 годам он уже может создать на основании словесного описания образ предметов и воспроизвести их в рисунке, лепке. Но для детей характерны быстрые переходы от рисунка к игре и образ, возникший в рисунке, может быстро исчезнуть - ребенок заштриховывает изображение и объясняет, что ежик в лес убежал.
В этом возрасте дети уже различают и называют 6 цветов: красный, черный, синий, зеленый, желтый, белый и оттенки - розовый, голубой и др. Рисуя мячик, баранку, шарик, они стараются эти же предметы вылепить из глины. Готовые формы, вырезанные из бумаги, наклеивают на полоску бумаги.
Дети все больше прислушиваются к музыке, пению, быстро запоминают понравившиеся мелодии, иногда подражают пению взрослых. Они с удовольствием и быстро реагируют на ритм и делают движения, соответствующие характеру музыки (пляска, маршевая ходьба), легко делают образные движения («птички летают», «зайчики прыгают»).
К 5 годам у детей продолжают развиваться эстетические чувства, у них повышается способность переживать содержание песен, в рисунке передавать красоту цвета («красивое платье у куклы»), а в аппликациях располагать из готовых форм узоры («коврики»).
Дети внимательно и заинтересованно слушают музыку, могут заплакать, услышав грустную песню, выразительно поют, узнают песни по мелодии без слов и даже учатся играть на металлофоне.
Они могут выполнять элементарные танцевальные движения: ставить ногу на пятку, притоптывать одной ногой, хлопать в ладоши и по коленям, а также вращать кисти рук, кружиться по одному и в парах.
К 6 годам восприятие принимает более целенаправленный характер: дети уже подолгу рассматривают изображение или предмет, обращая внимание на детали, на которые им указывает воспитатель.
Они пытаются рисовать с натуры цветы, овощи, деревья, дома, автомобили, а в декоративных рисунках при помощи прямых и волнистых линий изображать узорчики. С одинаковым удовольствием дети рисуют карандашами и красками.
В лепке они применяют различные способы: лепят из отдельных деталей, скрепляя их потом палочками, а также и скульптурно из одного куска пластилина или глины, сглаживая пальцем поверхность формы. В рисунке и лепке дети пытаются передавать движение предметов: «кукла танцует», «птичка летит». В этом возрасте развивается творческая выдумка, дети могут делать несложные игрушки-самоделки из цветной бумаги, пробки, шишек и т. д.
У детей продолжают развиваться музыкальные способности, творческая активность, они с интонацией поют песни, импровизируют плясовые движения.
К 7 годам дети достаточно тонко замечают характерные признаки предметов, называют форму, оттенки цветов (темно-серый, светло-красный), различают и называют цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. При рисовании часто используют сюжеты сказок и литературных произведений, любят лепить по типу народных глиняные игрушки и раскрашивать их.
Из бумаги они вырезают несложные силуэтные изображения птиц, зайца, елки, а также выполняют коллективно крупные аппликации - букеты цветов, рыбки в аквариуме. Конструируя из бумаги, картона, дерева, дети могут научиться делать игрушки для игры с водой, с ветром (лодочки, вертушки).
Продолжается развитие музыкального вкуса детей. Теперь они с удовольствием и внимательно слушают произведения классиков, вокальную и инструментальную музыку (фортепиано, скрипка, аккордеон), хоровое пение взрослых (народные, революционные, современные советские песни), различают и называют танец, колыбельную, марш. Они овладевают достаточно сложными движениями в танце (вальс).
В этом возрасте многие дети учатся исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле.
Однако следует предостерегать детей от слушания современной громкой музыки, даже увлечение портативными магнитофонами со стереонаушниками может привести к преждевременной глухоте. Некоторые образцы звукозаписывающей техники рассчитаны на мощность звука, намного превышающую уровень шумов, разрешенный на промышленных предприятиях. Громкая электронная музыка не только перевозбуждает ребенка, оглушает его, но и затрудняет восприятие более сложной классической музыки, что отрицательно влияет на его эстетическое развитие.
Твитнуть |
Комментарии (1)
Я обычно в этом возрасте с малышом занималась различными развивающими занятиями - лепкой, делаем поделки из бумаги, делали коллажи и икебаны, пытались даже жить наряды куклам и рисовать. Как правило, идеи для таких занятий я черпаю с портала ЁжикЁжик, там можно найти подходящие мастер - классы для каждого возраста, почитать интересные статьи по воспитанию.