Энциклопедия
Дошкольник познает мир
Ребенок имеет определенный опыт наблюдений природных объектов и явлений (на участке детского сада, в ближайшем парке, лесопарке, лесу), опыт контактов с животными (котенком, собакой, черепахой, птичками, разнообразными насекомыми: комарами, бабочками, стрекозами).
Ребенок после трех лет начинает отделять себя от окружающего мира, в том числе мира живой и неживой природы. Дети могут подолгу рассматривать заинтересовавшие их объекты и явления природы: ползущих гусениц, божью коровку, жука, играющих котят, журчащий ручеек; падающие снежинки. Это позволяет им делать «открытия»: жук, божья коровка от прикосновения улетают, а гусеница только уползает или падает - одни насекомые летают, другие - ползают, третьи - плавают в воде.
Постепенно при активном наблюдении и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений: гусенице подставляют веточку, колючку, руку, кладут ее на землю, песок; в ручеек бросают разные предметы - бумажки, палочки, камешки - и наблюдают, что происходит (плавает, тонет).
Ребенок начинает понимать простые связи между погодными явлениями и их последствиями (например, во время дождя сыро, лужи - нельзя гулять). Наблюдения за изменениями в природе по постоянным признакам (становится холодно, желтеют листья, идет дождь, светит солнце, тает снег, бегут ручьи, появляются первые цветы и др.) способствуют развитию у детей обобщенных представлений о временах года.
Собственные мироощущения ребенка помогают ему понять состояние животных, растений (котенку холодно зимой на улице; птицы зимой голодные, их нужно подкармливать). Ребенок четвертого и особенно пятого года жизни может правильно оценить и свое настроение, и похожее состояние животного. Он распознает «намерения» животных по их выразительному поведению (собака оскалилась и рычит - может укусить, крутится у ног волчком и повиливает хвостиком - ждет, чтобы погладили, и т.п.).
Ребенок начинает понимать, что не только он, но и все другие живые существа (рыбки, кошки, птички и т. д.) хотят есть, что без воды растения плохо растут и могут засохнуть. У ребенка возникает сочувствие живому, переходящее в попытки содействия, помощи. Он способен любоваться цветами, животными, пейзажами, радоваться солнышку, первой травке, тому, что птичка весело поет.
Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, стремлении разузнать, подойти, потрогать. На основе опыта у него уже сложились свои предпочтения. Он много знает о природных явлениях: погоде, животных, растениях и др.
Интерес к природным явлениям у ребенка проявляется, прежде всего, в желании приблизиться к наблюдаемому объекту, вступить с ним в непосредственный контакт. Например, пятилетний ребенок, наблюдая за чужой собакой, может безо всякой опаски подойти к ней, чтобы узнать, есть ли у нее большие, как у волка, клыки; может попробовать незнакомое ядовитое растение на вкус и т. п. Такая смелость связана с отсутствием осторожности у ребенка этого возраста.
К семи годам у детей развивается понимание необходимости осторожного обращения с растениями, животными, водой, огнем и т.п. Однако это не снижает детской любознательности к природным явлениям. Взрослый, всемерно поддерживая детский интерес к природе, направляет его в безопасное и содержательное русло. Компетентность дошкольника по отношению к природе складывается в различных видах деятельности: наблюдениях, экспериментировании, проектировании, труде по уходу за растениями и животными и др.
Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет, каковы особенности цветка, насекомого, птицы: чем они питаются, спят ли, где прячутся, куда улетают. Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность. Взрослый для него - источник новых, интересных сведений, объяснений, подлинная мера всех вещей.
Старший дошкольник может устанавливать скрытые взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, понимать важные механизмы приспособления живой природы к средам обитания (наземная, наземно-воздушная, водная, почвенная), видеть зависимость внешних природных изменений от особенностей сезонов (весной набухают почки, распускаются листья, зеленеет трава, зацветают растения, сначала на солнечных, а затем на затененных местах и др.).
Он способен наблюдать за одними и теми же объектами природы (деревья, кустарники, птицы, насекомые и др.) в разные сезоны. Благодаря этому у него формируются представления о цикличности явлений, развивается умение предвидеть дальнейшие природные изменения.
Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния и другое (снега и льда в воду; воды в лед и т. п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман, вызывают у детей этого возраста особый интерес.
Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе, с одной стороны, происходят в соответствии с определенными закономерностями, которые необходимо учитывать, а с другой - во многом зависят от отношения к ним человека, его поступков. Большой интерес у ребенка этого возраста вызывают детеныши животных. Он испытывает к ним нежность. У ребенка уже может возникать чувство ответственности за благополучие своих домашних животных и растений.
Твитнуть |