Энциклопедия
Давай поговорим с тобой, малыш
Бытует мнение, что девочки начинают говорить раньше мальчиков. Так ли это на самом деле, или же популярное мнение - миф?
Как детишки произносят первые слова? Это явление, вроде бы, такое изученное, на самом деле для родителей маленького говоруна - тайна за семью печатями. Вот кроха начал агукать и гулить, прошел месяц-другой - малыш залепетал... Вот и первое «мама» слетело с уст маленького непоседы.
Но когда же он начнет говорить по-настоящему, чтобы с ним можно было побеседовать по душам?.. Или хотя бы четко понять, чего он хочет, что у него болит или что расстраивает? Значим ли в этом речевом «продвижении» пол ребенка?
Дамы вперед
Некоторые неврологи считают, что в ранний, то есть дородовый период развития мозга крошечного человечка гормон тестостерон стимулирует рост его левого полушария и замедляет рост правого. Таким образом, овладение ребенком речью в дальнейшем зависит от уровня тестостерона в мамином организме.
Чем выше уровень этого гормона в период развития плода, тем меньшим будет лексикон малыша в возрасте двух-трех лет. Так как у мальчиков гормон тестостерон является ключевым, они, как правило, начинают говорить позже ровесниц - представительниц прекрасного пола.
Считается ли это мнение медиков аксиомой? Конечно, нет. Уже только потому, что многие мальчики начинают говорить отнюдь не позже, а, наоборот, даже раньше своих подружек по песочнице.
Каждый человеческий детеныш - существо не только биологическое, но и социальное. Поэтому все будущие навыки и умения малыша зависят не только от его врожденных способностей, но и от «инвестиций» со стороны близких людей.
В плане развития речи - общение, проявление любви и нежности, игры и специальные занятия с крохой особенно важны. И если ваш юный джентльмен молчит или лепечет на непонятном языке, но при этом многое умеет (складывает узоры из мозаики, пирамидку, хорошо бегает, прыгает, умеет подниматься и спускаться по лесенке, с детской горки, лепит куличики из песка, пытается играть с детками), вам следует учесть три фактора:
1. Наследственный
Если поздно заговорил один или оба родителя, то вероятность того, что то же произойдет с их детьми, существенно повышается.
2. Фактор влияния
От того, как и сколько общаются и занимаются с крохой мама, папа и другие близкие люди (бабушка, дедушка, няня), зависит наполненность малышового словаря.
3. Временной
Кто-то их деток накапливает свой словарь постепенно - слово за слово, а кто-то буквально за один день из разряда молчунов переходит в стан говорунов, которые сыпят сразу целыми предложениями. «Поздноговорящие» дети часто долго молчат, а потом вдруг начинают говорить за 1-2 недели и сразу целыми предложениями, что чаще наблюдается у малышей с высоким коэффициентом интеллектуального развития.
Сейчас широко известен феномен детей Индиго - детей нового поколения, которым свойственно больше чувств и эмоций накапливать, нежели выдавать нагора. Поэтому и говорить они начинают несколько позже остальных.
Что мешает?
Зачастую желание и умение малыша заговорить «тормозят» сами родители, допуская ряд ошибок.
Ошибка 1
Мама и папа пытаются по жестам угадать желания крохи. Его понимают буквально без слов, стоит ему ткнуть указательным пальчиком в сторону желаемого, туда уже бегут родители, желая тотчас же выполнить неозвученную просьбу крохи. А ему в свою очередь и не нужно «подавать голос».
Ошибка 2
Уставшая после работы родительница стряпает часами на кухне или уединяется с книжкой, сидит перед телевизором, «общаясь» со своим чадом ограничительно-отмахивающими замечаниями «Не мешай!». «Посиди спокойно!», «Поиграй во что-нибудь!».
Знакомая картина? При таком раскладе у лексикона малыша мало шансов «зазвучать».
Ошибка 3
У ребенка слабо развиты и задействованы во время игр пальчики, малыш пассивен, неуклюже двигается. Кстати, пассивность крохи может быть обусловлена тем, что... он носит неудобную одежду и обувь.
Ошибка 4
Малыш постоянно слышит «коктейль» из двух (или более) языков, тем более из разных языковых групп, например - русккого и немецкого. Ребенок понимает значение слов, но еще не может четко разделить их по «языковому» принципу. Одно и то же явление или предмет имеют несколько названий, а выбор, как его назвать правильно, вызывает у него недоумение.
В этом случае лучше, чтобы ребенок говорил с мамой, к примеру, на русском, а с папой - на немецком, или в доме в первые два-три года после рождения крохи использовался в основном один язык.
Ошибка 5
Особенно трудно ребенку-флегматику при маме-холерике. «Взрывной» родительнице необходимо все сразу и сейчас, и малышу трудно следовать ее скоропостижным желаниям.
Помехой в освоении речи ребенком может стать появление в семье младших детей. Это иногда приводит даже не к ревности, а к нежеланию старшего «быть взрослым». Малыш может любить своих братика или сестричку, помогать ухаживать за ними, но вот хотя бы в чем-то ему хочется побыть маленьким. С минимальной разницей в возрасте погодки нередко начинают говорить «по графику» младшего ребенка. В этом случае маме или папе следует почаще выделять время для общения со старшим ребенком отдельно от младшего.
Да, иногда и маме с папой приходится выполнять работу над ошибками. Но это благодарный труд, ведь плата за него - это разговор с малышом по душам.
Иванна Хортица,
логопед
Твитнуть |
Комментарии (15)
Моей дочке год. Можно ли научить ее в этом возрасте говорить или подождать?
Я думаю это все индивидуально.... Мы с 7ми мес говорили четко да и папа и причем целенаправленно и осознанно. В год многом не научились. А в год и 3 мес у нас понесся словесный поток такой.... В день по слову. Так мы сейчас болтаем о многом и многое я понимаю. Понятно о чем именно говорит. Причем четко разделяются в речи глаголы (они заканчиваются на ттть) и существительные (они заканчиваются на ка и ик). Так забавно. Вы не торопите и не насилуйте, просто разговаривайте. Может у вас ребенок сам по себе не говорун.
мой сынок в 7 месяцев уже говорил целенаправленно "да","папа","баба","дай","ка"-кот" и "бапа"-мама.
У меня два сына и оба начали разговаривать с 7месяцев,зато знакомые девочки намного позже! Это все индивидуально.
Поясните, что значит "разговаривать?"
иногда к этому относится и просто произнесение отдельных слогов "ма", "ба", "ка" и т.д.
Ну тогда они почти все разговаривают с 7 месяцев))) Мне кажется под "разговаривать" можно иметь ввиду только осмысленные слова типа "кх" - киса, "кака", "аня" (моё имя). Мой с этих слов начинал... А слоги это задатки речи, но не сама речь...
мой сын долго говорил "ка", это была и реКА, и кошКА, и кружКА; 2-х и 3-х сложные слова он просто не мог произнести и поэтому выбирал удобный слог
Вот и мой так же. А ещё "ба" - это и банка, и бабочка, и баба, и ещё много чего)))
а вам сколько сейчас? может рано панику наводить, тут ведь мозговые процессы, мы можем уделять внимание их развитию, а результат может быть не ожидаемый
Я вообще панику не навожу, мне, наоборот, кажется, что для года и 4 месяцев мой сынулик уже достаточно много говорит Мне просто интересно когда люди рассказывают, что их дети с 7-12 месяцев разговаривают, что они под этим подразумевают... Вот и всё!
Моему сынульке год и два месяца - весь словарный запас на сегодняшний день - это "мама" и "иди". Зато на "своем" языке - он невероятный говорун, да еще и очень эмоционально, с жестикуляцией! Когда озвучиваю ему хотя бы такие слова как "папа", "баба" и т.п. и прошу повторить за мной - он смотрит на меня как на дурочку и улыбается! А выражение лица такое, будто хочет сказать, чтобы я от него отстала со своими пустяками... В общем то конечно же он говорит и "па" и "ба", но как кажется мне - это просто бессмыслинные звуки, а не целенаправленная попытка сказать полностью слово. Так есть ли у меня повод переживать? Хотя тут же я понимаю, что каждый ребенок индивидуален, и мой сынка возможно относиться к числу тех деток, который начинают говорит "всё и сразу"...
а нам год и 2, и болтать не особо хотим((( говорит мама, баба (причем баба это и бабушка, и просит помощь), кар (р-картавит, это он птих услышал), ка-ка (это и грязь и просто иногда показывает что-то и говорит) и але (телефон у нас любимая игрушка!!!). и не стремиться говорить. я ему каждый день показываю картинки, говорю, пытаюсь сказки читать (правда слушать нехочет совсем!). я начала говорить в год, муж в год и мес, это я имею в виду говорить нормальные слова. вот и боюсь что мы говорить не хотим или почему незнаю... объясню почему так боюсь и мучаю ребенка, у моего брата 2 сына, один с задержкой психо-речевого развития у него генетическая аномалия , хромосомы не правильно разделились в утробе, а второй племянник аутист. понятно что на аутиста мы не похожи, но страшно.
Сыну 1 год и 4 месяца. Практически ничего не говорит, а "болтает" на своем непонятном мне языке. "дядя", "деда" и то редко. "мама" не говорит. Кота называет "а". Начинаю переживать, что словарного запаса нет. Хотя занимаюсь с ним, поясняю предметы, прошу его повторять не сложные слова, он один раз повторит невнятно и больше не хочет. Однако всё понимает!!! Хорошо складывает конструктор, в игрушке найди предмет к отверстию то практически находит, любит смотреть картинки в книжках. Как помочь ребенку пополнить свой словарный запас?
Дополню: Еще хорошо бегает, с учетом того, что пошел в 9,5 месяцев. Играем с ним в прятки, в мячик, в машинки. Любит кастрюли, пылесос (помогает мне дома прибираться), помогает застилать постель. И то, что ему надо он просто указывает пальчиком.