Энциклопедия
Что умеет ребенок в три года
Что же умеет ребенок в три года?
• С удовольствием общается с мамой и папой, а также с другими взрослыми - знакомыми и незнакомыми; с интересом общается с детьми, хорошо с ними играет; возраст детей, с которыми играет малыш, для него не важен.
• В своем поведении стремится быть похожим на маму и папу; родители для него по-прежнему - образец.
• Легко узнаёт по голосу маму и папу, других домашних и даже многих дальних родственников и знакомых (с которыми общается часто).
• Различает основные цвета и помнит, как цвета называются.
• Любит слушать музыку, легко запоминает мелодию, которая ему нравится; если он слышит свою любимую мелодию, то может начать подпевать. Однако с музыкальным слухом у него еще не все в порядке, и то, что исполняет малыш, может разительно отличаться от его любимой мелодии.
• Может похвалиться весьма значительным запасом слов - у некоторых детей этого возраста запас составляет более трехсот слов. Малыш уже строит простейшие фразы, вполне ясно обозначает свои желания, выражает свои мысли.
• Интересуется практически всем, что видит; задает очень много вопросов и настойчиво требует ответов на них; иногда спрашивает значение незнакомых слов.
• Может разделять предметы по группам, основываясь на каких-то определяющих признаках. К примеру, ряд предметов «тарелка, рубашка, чашка, шапка, ложка, носочки» он легко разделит на две группы: «тарелка, чашка, ложка» и «рубашка, шапка, носочки». Также ребенок этого возраста способен определить признак, объединяющий предметы: «стакан, градусник, лампочка, зеркало» - все эти предметы стеклянные, «игла, нож, вязальная спица, шило» - все эти предметы острые и т.д.
• Время от времени ребенок фантазирует: он рассказывает небылицы, которые будто бы с ним происходили. Не следует принимать его фантазии за обман. Возможно, ребенку скучно, возможно, он в чем-то нуждается, в чем - это становится ясно, если проанализировать его фантазии.
• Играя, ребенок разговаривает с куклами, с другими игрушками, проговаривает ответы кукол и других игрушек. Он склонен относиться к неодушевленным предметам как к одушевленным: заботиться о них, жалеть, сердиться на них, наказывать их.
• Малыш быстро перенимает игры, которые показывают взрослые. Игры ребенка становятся все сложнее, быстро освоив правила игры, ребенок может пойти дальше и еще более усложнить игру, добавив в нее новые правила, - проявляется способность к творчеству. Любит игры в компании таких же малышей - это показывает, что он уже с раннего возраста готов к игре в команде.
• Ребенок с интересом рассматривает картинки в детских журналах и книжках. Может рассказывать сам себе или кукле то, что видит на картинках; водя по картинке пальцем, может составлять по ней целый рассказ - как правило, он рассказывает то, что рассказывала ему мама. С не уменьшающимся удовольствием малыш рассматривает картинки в старых, хорошо изученных им книжках, у него есть любимые книжки.
• Большое удовольствие малыш получает от рисования: ребенка интересует не столько результат, сколько сам процесс рисования, поэтому в том, что рисует малыш, не следует искать какого-то смысла - рисунки его можно назвать не иначе как каракулями. Но с течением времени среди каракулей все чаще появляются фигуры, в которых можно угадать круги, треугольники, прямоугольники. Различая цвета, ребенок, однако, не пользуется этим навыком - взяв из коробки какой-нибудь один карандаш, он может изрисовать им половину альбома.
• С большим удовольствием занимается лепкой. Как и в рисовании, в лепке его интересует не конечный результат, а само действие - ребенку нравится, как мнется пластичный материал в его пальцах, как материал слушается его пальцев, как сами по себе возникают неожиданные формы.
• Очень интересуется своим отражением в зеркале: стоя перед зеркалом, может строить себе рожицы. Не только девочки, но и мальчики примеряют перед зеркалом вещи, принадлежащие маме или папе - это можно рассматривать как одно из проявлений желания скорее стать взрослыми.
Мы обрисовали в общих чертах психический «профиль» ребенка в возрасте трех лет. Развитие большинства детей соответствует этому «профилю».
Если мама видит, что ее малыш какого-то из описанных навыков не освоил, она должна активизировать свои усилия и обучить ребенка навыку.
Твитнуть |